| на главную страницу сайта |

Астрономические открытия на рубеже XIX–XX веков

На рубеже XIX–XX веков было сделано много открытий, в результате которых окончательно сформировались представления о Вселенной на основе классической физики. Однако произошло это не вдруг, и поначалу астрономы разных стран, анализируя накопленные за прошедшие века сведения, вынуждены были согласиться с существованием парадоксов.

Слово «парадокс» в переводе с греческого означает «неожиданный», «странный». Под парадоксом в науке понимается непривычное, неожиданное, расходящееся с законами утверждение или вывод. В конце XIX века возникли три парадокса: фотометрический, гравитационный и парадокс «тепловой смерти» Вселенной.

Космологические парадоксы

В конце XIX века не только астрономия, но и другие науки развивались очень быстро. Например, физика уже занималась не только механикой. Астрономы попытались применить ее законы для объяснения процессов, проходящих в космическом пространстве - openaxiom.ru. Очень многие термины были изменены, уточнены. Астрономия занималась теперь не только наблюдениями за космическими объектами. Происходило формирование новой науки — астрофизики.

Только в XIX веке были открыты начала термодинамики, стало уже точно известно, что свет имеет волновую природу и т.д. Благодаря этим и другим явлениям, ставшим понятными, появилась возможность создания первого астрофизического инструмента — полярископа. С этого момента ученые начали изучать корону, которая была видна в момент полных солнечных затмений (в то время еще не было твердой уверенности, что она также относится к Солнцу).

Продолжали исследовать и метеориты. Изучая их, ученые могли судить о том, какие химические элементы входят в состав небесных тел. Однако вскоре метеоритами занялись химики и минералоги. Конечно, метеориты являлись небесными телами, но астрономов интересовали только их орбиты. А так как высчитывание орбит оказалось очень сложной задачей, ученые стали уделять все меньше времени изучению этих тел. Наиболее интересным объектом исследования для ученых все же оставалось Солнце и другие звезды. Примерно в то же время был изобретен новый метод исследования — фотография, благодаря которому астрономы получили возможность изучать спектры комет.

Строение звезд
Метод наблюдения протуберанцев и хромосферы Солнца
Гипотезы эволюции звезд

Учеными-астрономами было выдвинуто немало теорий, касающихся строения звезд. Некоторые из них не опирались на факты, но все же, как подтверждали последующие исследования, оказывались верными. Сами астрофизики признавались, что довольно часто они основывались лишь на своей интуиции, и такой способ изучения все же позволил узнать о строении звезд много нового - openaxiom.ru. Наряду со строением астрономы продолжали интересоваться моментом зарождения и этапами развития звезд. Более совершенные приборы позволяли развивать это направление. Астрономы разных стран начали предлагать свои теории, которые принимались или не принимались научным миром.

Этапы развития звезд

При рассмотрении новых теорий о происхождении Вселенной необходимо вспомнить, что к тому времени космогонисты разделились на две большие группы. Первая группа утверждала, что Вселенная и все тела, находящиеся в ней, возникли случайно, стихийно, а вторая же настаивала на противоположной точке зрения, полагая, что этот процесс был закономерным и неизбежным. В наши дни было получено множество данных, которые позволяют сделать вывод о несостоятельности обеих теорий.

Новые теории о происхождении Солнечной системы
Концепция Отто Юльевича Шмидта

По такому пути астрономия развивалась на рубеже XIX–XX веков. В начале XX столетия произошла великая научная революция, сильно изменившая многие представления о космосе - openaxiom.ru. Причиной этой революции послужила общая теория относительности и квантовая теория, разработанная выдающимся ученым Альбертом Эйнштейном.