| на главную страницу сайта |

Сегодняшний мир и изучение галактик

В XX веке астрономия сделала огромный шаг вперед: в этот период времени было совершено больше открытий, чем за все предыдущие века, вместе взятые. Во многом это объяснялось появлением более совершенных технологий, позволяющих вести исследования, которые еще в XIX веке считались невозможными. Стало известно о существовании новых видов космических тел: радиогалактик, квазаров, пульсаров и др.

В течение долгого времени наука стремилась доказать, что формирование Вселенной происходило без вмешательства божественных сил. И вот неожиданно после большого количества доказательств этой теории учеными были обнаружены некоторые данные, говорящие об обратном - openaxiom.ru. Появились даже сторонники того, что божественные силы все же принимали участие в формировании окружающего нас мира. Таким образом, снова подтвердились слова Виктора Гюго: «Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя».

В XX веке развивается внегалактическая астрономия, т.е. ученые стали интересоваться телами и процессами, которые происходили за пределами нашей звездной системы. Большую роль в становлении этого направления астрономии сыграл гениальный ученый, физик-теоретик и один из основателей современной физики Альберт Эйнштейн (1879—1955).

Деятельность А. Эйнштейна

Имя этого выдающегося ученого прежде всего связывают с разработанной им общей теорией относительности. Впервые Альберт изложил ее все в 1905 году в статье «К электродинамике движущихся тел». Ученый постарался найти ответ на вопрос, который был сформулирован еще И. Ньютоном: как проявляется механизм передачи гравитационного взаимодействия между телами и что является посредником этого взаимодействия.

Эйнштейн подошел к решению этого вопроса с неожиданной стороны. Исходя из того, что тяжелая и инертная массы равны, он сделал вывод, что посредником является геометрия пространства-времени - openaxiom.ru. Согласно теории Эйнштейна, любое массивное тело вызывает вокруг себя искривление пространства, т.е. геометрические свойства пространства уже не подчиняются геометрии Евклида. Любое другое тело, попавшее в такое искривленное пространство и движущееся в нем, обязательно будет испытывать на себе влияние первого тела.

Труды Эйнштейна

После опубликования теории относительности многими учеными были предсказаны различные эффекты, которые неизбежно будут происходить, если эта теория верна. И действительно, очень скоро многие из эффектов были подтверждены экспериментальным путем. Впоследствии общая теория относительности дала астрономам новые возможности для построения моделей Вселенной, в том числе и нестационарной, иными словами, расширяющейся Вселенной.

Предсказания различных эффектов

Решение уравнений общей теории относительности давало возможность многим ученым предлагать новые математические модели Вселенной.

Новые, нестационарные модели Вселенной

С развитием космогонических гипотез неизбежно должен был возникнуть вопрос: каков же возраст Вселенной и с какого момента ее развития нужно начинать отсчет времени?

Возраст Вселенной
Гипотезы происхождения Вселенной на основе релятивистской космогонии
Новые данные о структуре Вселенной

В течение долгого времени астрономы вели наблюдения только в диапазоне спектра. За пределами Солнечной системы они могли наблюдать звезды и газово-пылевые туманности. Большинство происходящих явлений объяснялось действием гравитации, а также законами атомной и ядерной физики. Вселенная представлялась ученым спокойной системой, в которой редко происходят изменения (взрывы новых и сверхновых звезд относили к случайным явлениям - openaxiom.ru). Только в XX веке появились возможности изучения необъятного космического пространства. В 30-х годах сформировались новые, ставшие впоследствии главными, ветви астрономии: радиоастрономия и всеволновое корпускулярное направление.

Открытие новых видов космических тел
Обнаружение нетеплового синхротронного механизма радиоизлучения с непрерывным спектром

Оптический и радиодиапазоны не являются единственными каналами, по которым ученые могут принимать излучения из Вселенной. В середине XX века стал использоваться канал ИК-излучения, затем УФ-, рентгеновского. Было зафиксировано гамма-излучение, исходящее из центральной части нашей звездной системы. Ученые пока не могут объяснить его природу.

Черные дыры всегда интересовали не только астрономов, но и людей, не связанных с этой наукой. Существует множество теорий (как научных, так и фантастических), по-разному объясняющих это загадочное явление. История изучения черных дыр довольно интересна, тем более что все высказывания долгое время не могли подтвердиться, т.к. ни одному исследователю до недавнего времени не удавалось обнаружить черную дыру.

Черные дыры
Изучение ядер галактик

Так развивалась и продолжает развиваться астрономия в наши дни. Несмотря на огромные достижения этой науки в XX и нынешнем веке, во Вселенной остается еще очень много непознанных и неоткрытых явлений - openaxiom.ru. В заключение можно вспомнить слова знаменитого философа и мудреца Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю». В будущем, возможно, будут получены новые данные, которые полностью изменят сложившуюся на сегодняшний день картину Вселенной.

Астрономия — не единственная наука, благодаря которой люди могут узнать о космосе. В XX веке началось развитие космонавтики. Одним из первых исследователей, работавших в этом направлении, стал талантливый ученый, основатель экспериментальной аэродинамики — Константин Эдуардович Циолковский.