| на главную страницу сайта |

Первые опыты освоения космоса

Межконтинентальная баллистическая ракета только рождалась на чертежах, а Королев с присущей ему устремленностью в будущее мысленно набрасывал грандиозные перспективные планы: спутники, полеты животных, а затем человека по земной орбите, старты ракеты к Луне, полет аппарата на Луну, Марс, Венеру. Сергей Павлович часто повторял: «Надо уметь смотреть вперед, сквозь время». Этим принципом он руководствовался в течение всей своей жизни.

Исследования верхних слоев атмосферы

Данные, полученные в результате исследований, позволили внести ясность в целый ряд научно-технических проблем, связанных с созданием космических кораблей. В частности пристальное внимание уделялось изучению воздействия условий околоземного пространства на элементы конструкции. Благодаря запускам геофизических ракет был накоплен значительный опыт по приему и переработке получаемой во время полета телеметрической информации, по обеспечению жизни подопытных животных и исследованию их поведения и состояния в условиях ракетного полета - openaxiom.ru. Также были получены важные сведения о строении верхней атмосферы и ионосферы, о составе космических лучей, сфотографирована солнечная корона и проведен целый ряд других научных экспериментов.

Изучение воздействия условий околоземного пространства

Несмотря на настойчивость, с которой Королев поднимал вопрос о необходимости начать разработку спутников, ответа на его предложения так и не последовало, и он рискнул заняться проектированием ИСЗ (искусственного спутника Земли), не дожидаясь разрешения вышестоящих инстанций. Работы велись без излишней шумихи и преждевременной рекламы, поскольку Королев всегда предпочитал сначала довести дело до конца и добиться положительных результатов, а потом уже говорить о нем. Именно поэтому все эксперименты, которые проводились под его непосредственным техническим руководством, всегда становились сенсацией, и не только из-за того, что представляли собой открытия чего-то нового, ранее науке не известного, а еще и потому, что являлись всегда неожиданностью для тех, кто не был связан с исследованиями космоса.

Проектирование искусственного спутника Земли

В январе 1956 года ОКБ-1 посетил Н. С. Хрущев, который остался весьма доволен ходом работ над стратегическими ракетами. Решив, что момент является благоприятным, Королев обратился к нему с просьбой о разрешении проведения работ по спутнику. Н. С. Хрущев одобрительно отнесся к этой инициативе и обещал поддержать только при том условии, что ее осуществление не вызовет задержек в разработке межконтинентальных баллистических ракет.

Выход на околоземную орбиту
Ракета Р-7

Именно решительный характер Королева и его обыкновенное человеческое мужество во многом определили успех и довольно быстрое развитие ракетного дела в нашей стране.

Успех и быстрое развитие ракетного дела в СССР
Спутник — первооткрыватель космической эры

После того как спутник совершил первый полный оборот вокруг Земли, было сделано официальное сообщение об успешном проведении его запуска. На следующее утро, 5 октября 1957 года, об этом узнал весь мир. Застучали телетайпы, в газетах и на телевидении появились экстренные специальные выпуски - openaxiom.ru. В эфире на всех языках звучало только два слова: «Россия, спутник!» За рубежом ПС-1 называли «красным лунником». Газеты величали его «русским чудом», «открытием нового века». Набрав специальный телефонный номер в Вашингтоне или в Лондоне, каждый мог услышать его радиоголос, записанный на пленку. Запуск первого советского спутника стал одним из величайших исторических событий. Не случайно на XVIII Международном конгрессе по астронавтике, который состоялся в сентябре 1967 года в столице Югославии Белграде, было принято решение считать началом космической эры 4 октября 1957 года.

Начало космической эры

Запуск второго искусственного спутника был произведен 3 ноября 1957 года. Его орбита располагалась на высотах 225–1671 км. Более чем за пять месяцев своей космической жизни ПС-2 совершил около 2370 оборотов вокруг Земли, преодолев за это время расстояние, превышающее 100 миллионов километров. Чуткие и точные приборы, установленные на спутнике, работали без сбоев, строго подчиняясь предусмотренной его создателями программе. Земля неустанно следила за сигналами, поступающими с орбиты, принимала их и расшифровывала. Благодаря спутнику ученым удалось получить не известную до тех пор информацию о верхних слоях атмосферы, которая в значительной степени меняла существовавшее ранее представление о ее структуре и физических свойствах, о природе космических лучей, физике Солнца и т.д.

Космический аппарат с животным на борту
На какие вопросы удалось ответить в результате полета собаки

На пути к космическим достижениям пришлось решить множество технических проблем, в том числе разработать способы ориентации и стабилизации аппаратов в космическом пространстве и запуска жидкостного ракетного двигателя в условиях невесомости. Благодаря этому и стало возможным проведение исследований Луны и планет с помощью автоматических межпланетных станций и запуска спутников на высокоапогейные орбиты (36 тыс. км и более), а также создание космических кораблей с достаточно большими запасами надежности, способных обеспечить высокую степень безопасности полета человека.

Вопросы о возможности осуществления полета человека в космическом пространстве
Запуск третьего искусственного спутника Земли

Ученые готовились к новому этапу штурма космических высот. В 1958 году Академия наук СССР рассмотрела и приняла программу дальнейшего изучения космоса, которая была разработана группой ученых во главе с Келдышем и Королевым. В программе прослеживались два основных направления. Во-первых, исследование космического пространства Луны, Венеры и Марса при помощи автоматических межпланетных станций, во-вторых, освоение космоса экипажами кораблей - openaxiom.ru. Намеченная долгосрочная программа незамедлительно начала осуществляться, и уже 2 января 1959 года в сторону Луны стартовала первая автоматическая межпланетная станция «Луна-1». Таким образом человечество добилось второй и окончательной победы над силами земного притяжения.

Первая автоматическая межпланетная станция «Луна-1»
Летопись штурма естественного спутника Земли

После смерти Королева, у которого в 1966 году после хирургической операции остановилось сердце, темпы развития всех космических программ значительно снизились, однако ученые продолжали неуклонно следовать по проложенному им пути. Заложив незыблемые технические основы межпланетных станций, предназначенных для исследования Луны, Венеры и Марса, Сергей Павлович передал это дело коллективу ОКБ Н. Г. Бабакина.

Самоходный космический аппарат «Луноход-1»

Шаг, ставший прелюдией полета человека в космос, был сделан 19 августа 1960 года. В этот день гигантская сигарообразная ракета-носитель, преодолев плотные слои атмосферы, вывела на околоземную орбиту космический корабль весом 4 600 кг. Впервые такой тяжелый груз был поднят на высоту в 300 км. Кроме того, произошло еще одно значительное событие: совершив 17 оборотов вокруг планеты, корабль-спутник возвратился на Землю. Корабль-спутник был обитаемым. Новыми космическими путешественниками стали кишечные палочки, стафилококки, клетки раковой опухоли, плесневые грибки, традесканции, мухи, мыши, а также собаки Белка и Стрелка. Иными словами, биологические разведчики космоса были представлены довольно обширной иерархией живых существ — от низших бактериофагов до высокоорганизованных млекопитающих.

Конструирование и испытания пилотируемого космического корабля
Безопасность человека во время его пребывания в космосе

В результате обобщения всех полученных научных данных медики и биологи наконец дали положительный ответ на вопрос о безопасности полета в космос человека. Различные опыты, проведенные как на кораблях-спутниках, так и в искусственных космических условиях на Земле, показали, что реакции жизненно важных систем — дыхательной и сердечно-сосудистой — животных и человека при изменении условий внешней среды практически довольно близки по своим проявлениям - openaxiom.ru. Правда, ученые имели сведения о том, что некоторые воздействия переносятся по-разному, но это обстоятельство было учтено при вынесении окончательного решения.

Таким образом наконец было собрано достаточное количество научной информации, детально исследована техника, предназначенная для выведения на орбиту первого пилотируемого корабля, успешно прошли свой последний экзамен все необходимые системы жизнеобеспечения. Так что ученые с чистым сердцем и спокойной совестью могли взять на себя величайшую ответственность и, реально оценивая ситуацию, произнести заветные слова: «Путь для человека в космос открыт».